МБОУ "СШ №1" г. Десногорска
Смоленская область, г. Десногорск
  • Логопедический пункт

    Логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования.

    Логопедическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогами и родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.

    Цели и задачи логопедической службы

    Основная цель службы – оказание логопедической помощи учащимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

    Основные задачи логопедического пункта:

    oдиагностика и коррекция нарушения устной и письменной речи учащихся;

    oсвоевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи;

    oраспространение логопедических знаний среди родителей (законных представителей) обучающихся;

    oактивизация познавательной деятельности учащихся;

    o нормализация учебной деятельности.

    Организация логопедической работы

    o На логопедические занятия зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке.

    o Занятия проводятся как индивидуально, так и в группе.

    o Занятия в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы школы.

    oПериодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

    o Продолжительность группового занятия составляет 40 минут.

    oПродолжительность индивидуального занятия составляет 20 минут.

    oТемы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

    o На консультативную работу используются 2 часа. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; даёт рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с родителями и учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.

    oВремя перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учитель-логопед может использовать для того, чтобы: сопровождать детей, проверить письменные работы, подготовить наглядный материал.

    o В случаях необходимости уточнения диагноза, обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем — логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами – специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию.

    oОтветственность за обязательное посещение обучающимися, занятий в логопедическом пункте Школы несут родители (законные представители), учитель – логопед, классный руководитель и администрация Школы в равной мере.

    Наши сотрудники:

    Наталья Николаевна Чипенко – учитель – логопед. 

    Основная цель логопеда – оказание логопедической помощи учащимся начальной школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

    Логопед проводит занятия микрогруппами и индивидуально.Отбор учащихся для занятий с логопедом осуществляется на основе обследование устной и письменной речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая учебного года. Наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения устной и письменной речи. В первую очередь в логопедическую группу зачисляются дети, речевые нарушения которых оказывают препятствия успешному усвоению программного материала.

    Ежегодно логопедическую помощь получают 40 – 50 учащихся школы, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи.

    Оксана Николаевна Блохина– учитель – дефектолог. 

    Основная цель дефектолога – развитие интеллектуальной сферы, коррекцией нарушений интеллектуального развития, расширяет представление об окружающем мире, помогает в социализации и при трудностях в усвоении учебных навыков.

    Дефектолог проводит коррекционно - развивающие занятия с учащимися начальной школы микрогруппами и индивидуально. Отбор учащихся для занятий, проводится по просьбе учителей и родителей, на основе проведенной диагностики. Далее проводится подбор оптимальной для ребенка программы коррекции и развития.

    Логопед и дефектолог в школе призваны облегчить ребенку вхождение в образовательный процесс, предупредить его возможные проблемы или исправить существующие. Важно как можно раньше обратить внимание на проблемы ребенка. Многих школьных трудностей можно избежать, если вовремя обратить внимание на поведение, уровень развития мышления и речи у ребенка.

    В школе работает Кабинет психомоторного развития. Это кабинет, в котором проводятся занятия по преодолению нарушения речи, развитию психических функций, а также коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

    Направления деятельности логопедической службы:

    Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:

    o аналитико-диагностическая работа– комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

    профилактическая и просветительская – осведомлённость педагогов и родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей: по выявлению детей группы риска (стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей могут отрицательно сказаться на их речевом развитии). Осуществляется в форме выступлений методических объединениях учителей, консультаций по коррекции речи учащихся, индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные диагностики психолога и врачей, организует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных.

    коррекционно-развивающая работа– направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.

    Также работа логопеда логопедического пункта школы включает в себя:

    o разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования;

    o изучение и обобщение передового опыта;

    o обмен опытом;

    o поиск наилучших средств коррекции речи детей;

    o изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.

    Отбор учащихся для занятий с логопедом осуществляется на основе обследование устной и письменной речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая учебного года.

    Наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения устной и письменной речи.

    Для занятий в школе отведен специальный кабинет, который отвечает санитарно - гигиеническим требованиям и оборудован самым необходимым для занятий. Логопедический кабинет укомплектован наглядными, учебными и дидактическими пособиями, учебной и методической литературой.

    Ежегодно логопедическую помощь получают 40 – 50 учащихся школы, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи. В первую очередь в логопедическую группу зачисляются дети, речевые нарушения которых оказывают препятствия успешному усвоению программного материала.

    Содержание деятельности учителя-дефектолога.


    Дефектолог- это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами, учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это обучающиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

    О своей работе расскажет учитель дефектолог Блохина Оксана Николаевна:

    Содержание моей работы содержится в задачах.

    ·Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей.

    ·Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скорректировать нарушение.

    ·На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.

    ·Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.

    ·Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.

    · А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

    Целью моей работы, если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.

    Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений.

    Основными из которых являются следующие:

    1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.

    2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

    3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

    4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у обучающихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, так далеко не у всех, особенно у обучающихся начальной школы и у обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

    5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

    6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

    7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на обучающихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

    8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у обучающихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

    Методическая копилка

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie