МБОУ "СШ №1" г. Десногорска
Смоленская область, г. Десногорск
  • Совет профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних

    Васина Людмила Сергеевна.
    Социальный педагог
    Кузьмичева Ольга Викторовна.
    Заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы
    Литература, Родная литература, Родной язык, Русский язык
    Иванова Анна Олеговна.
    Учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
    Математика, Предметы начального общего образования
    Романова Татьяна Петровна.
    Педагог-организатор, учитель географии
    География
    Сысоева Ирина Валерьевна.
    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии
    Биология, География

    Документы

    Виды ответственности несовершеннолетних

    за совершение противоправных действий

    Никто из нас не застрахован от совершения против нас какого-либо преступления. Предотвратить беду всегда лучше, чем искать потом выход из сложившейся ситуации. Есть такая пословица: «Предупреждён – значит вооружён».

    К сожалению, подростки зачастую не задумываются о своих проступках, ошибочно считая, что в этом нет ничего особенного. Даже совершая групповые правонарушения, они не отдают себе отчёт в том, что это противозаконно. Отвечая на вопрос, зачем ты это сделал, практически никто внятно не отвечает. Чаще говорят: «Все пошли, и я пошёл».

    А во многих статьях Уголовного Кодекса РФ говорится о более серьезной ответственности за преступления, совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Часто подростки отвечают, что не знали, что это наказуемо, что этого делать нельзя.

    Но незнание закона не освобождает от ответственности.

    Противоправное  действие  –  это  антиобщественное  деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. За преступления подростки в возрасте от 14 до 16 лет могут быть привлечены к уголовной ответственности и осуждены.

    К ответственности подростки привлекаются с 16 лет в соответствии с требованиями Уголовного Кодекса Российской Федерации. А за такие преступления, как  злостное хулиганство, кража, изнасилование, убийство уголовная ответственность наступает с 14 лет.

    Что такое ответственность?

    Ответственность – необходимость, обязанность гражданина отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

    Существует  4  вида  юридической  ответственности  в  зависимости  от  вида нарушениях:

    1.        Административная ответственность несовершеннолетних.

    Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

    К административным правонарушениям относятся:

    -   появление   в   общественных   местах   в   состоянии  алкогольного  или наркотического опьянения;

    - распитие спиртных напитков в общественных местах;

    - совершение мелкого хулиганства;

    - нарушение правил дорожного движения;

    - нарушение противопожарной безопасности и др.

    За административные правонарушения к ответственности привлекаются граждане РФ с 16 лет и предусмотрены следующие виды административной ответственности:

      штраф,

      предупреждение,

      исправительные работы.

    Если подросток, не достигший 16  лет, совершает административное правонарушение, то наказание несут его родители.

    2.        Уголовная ответственность.

    Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом как общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

    Статья 87 УК РФ «Уголовная ответственность несовершеннолетних»: Несовершеннолетними  признаются лица,  которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцать лет.

    Статья 88 УК РФ «Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним»:

    – штраф;

    –лишение права заниматься определённой деятельностью;

    –обязательные работы;

    –исправительные работы;

    –арест;

    –лишение свободы на определённый срок.

    Несовершеннолетние за совершение преступлений, противоправных деяний также могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Причем, в такие учреждения подростки могут быть направлены с 11 лет.

    Срок лишения свободы для несовершеннолетних не может превышать 10 лет. Лишение свободы   отбывается   несовершеннолетними в воспитательных колониях общего режима.

    3.        Дисциплинарная ответственность.

    Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового   законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

    4.        Гражданско-правовая ответственность. 

    Регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю:

      возмещение вреда,

      уплата ущерба.

    Виды нарушений

    Существует три вида нарушений: «Проступок.   Правонарушение. Преступление».

    Проступок – это нарушение правил поведения или вызывающее поведение.

    Правонарушение – это нарушение   закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

    Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

    Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Всегда помните о том, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает Уголовный Кодекс РФ. Помните! Совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким людям.

    Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации

    Основным законодательным актом, регулирующим деятельность государства по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Закон не раскрывает понятия "безнадзорность" и "беспризорность", однако в отношении несовершеннолетнего субъекта дает определения понятий "безнадзорный" и "беспризорный". Безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц (понятно, что имеются в виду лишь те должностные лица, в функции которых входит надзор за несовершеннолетним, независимо от того, обязаны ли они осуществлять функции по его воспитанию и содержанию). Поэтому безнадзорным следует признавать несовершеннолетнего, лишенного внимания как со стороны родителей или иных законных представителей, так и со стороны соответствующих должностных лиц, например руководителей школы, школьного лагеря и т.п.

    Закон не охватывает случаев, когда несовершеннолетний передан под надзор физическому лицу, которое также не уделяет ему должного внимания. Условно закон приравнивает таких лиц к "иным законным представителям", хотя законными представителями несовершеннолетнего они не являются. Понятия "безнадзорность" и "беспризорность" весьма близки по значению, хотя и не являются синонимами. Беспризорным признается несовершеннолетний не просто безнадзорный, т.е. лишенный внимания и заботы со стороны лиц, обязанных осуществлять за ним надзор, но не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

    Таким образом, безнадзорность и беспризорность можно определить как особые социальные, в том числе правовые, состояния личности несовершеннолетнего, которые являются причиной другого состояния – социально опасного положения. Несовершеннолетний считается находящимся в социально опасном положении, если вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Под последними понимаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении им наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

    Чаще всего причиной безнадзорности несовершеннолетних или совершения ими правонарушений является то, что семья, в которой живет и воспитывается несовершеннолетний, сама находится в социально опасном положении. Семья считается находящейся в социально опасном положении, если родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Однако в некоторых случаях находящейся в социально опасном положении считается "семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении", т.е. детей, страдающих алкогольной, наркотической зависимостью, токсикоманией, лудоманией и т.п., либо детей, совершающих правонарушения. Такая семья, оказавшаяся не в силах преодолеть дурное влияние внесемейного окружения несовершеннолетнего, сама нуждается в социальной, психологической и (или) педагогической помощи. В соответствии с данным Законом с семьями и с отдельными несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, проводится индивидуальная профилактическая работа, под которой понимается деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

    Статья 2 Закона определяет основные задачи профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и принципы, на которых она основана. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

    · предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

    · обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

    · социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

    · выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

    Правовое регулирование деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, ввиду чего в систему законодательства, регулирующего указанную деятельность, входят федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. В целях более тесной связи органов, осуществляющих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с регионами отдельные полномочия федеральных органов государственной власти передаются субъектам РФ с соответствующей финансовой поддержкой. Закон обеспечивает также участие в указанной деятельности муниципальных образований в лице органов местного самоуправления.

    В соответствии со ст. 4 Закона в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, прежде всего полиция[1].

    Можно утверждать, что систему органов и учреждений, осуществляющих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, возглавляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, поскольку именно эти органы координируют всю деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По этому поводу в Национальной стратегии отмечается, что координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав. Однако правовая основа работы этих комиссий не соответствует стоящим перед ними целям и задачам. Вполне закономерно, что одной из задач в области защиты прав и интересов детей является реформирование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В целях законодательного обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав предусматривается: разработка проекта федерального закона о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, определяющего место и роль комиссий в системе органов профилактики, механизмы реализации правозащитной, координирующей и профилактической функций комиссий в целях обеспечения прав детей, защиты от насилия и всех форм посягательств на их жизнь и здоровье, применения мер социализации и реабилитации, а также наделяющего комиссии правом ведения персонифицированного банка данных безнадзорных несовершеннолетних, детей и семей, находящихся в социально опасном положении. При этом комиссии освобождаются от функций органа внесудебной юрисдикции.

    В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии в пределах своей компетенции обеспечивают:

    1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

    2) осуществление мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    3) осуществление мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством РФ;

    5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом РФ "Об образовании";

    6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

    7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

    В системе вышеперечисленных органов в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, в системе органов управления социальной защитой населения создаются и действуют учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания (ст. 12 Закона).

    К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

    1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

    2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

    3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

    В системе органов управления образованием профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляют, во-первых, общеобразовательные учреждения, к которым относятся общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс; во-вторых, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в-третьих, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием (ст. 14,15 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

    К ним относятся:

    1) специальные общеобразовательные школы открытого типа;

    2) специальные профессиональные училища открытого типа;

    3) другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, а также:

    4) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

    5) специальные профессиональные училища закрытого типа;

    6) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

    В системе органов по делам молодежи указанной деятельностью занимаются социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи.

    В системе органов управления здравоохранением создаются, в частности, детские и подростковые центры по оказанию наркологической и психиатрической помощи, лечебно-профилактические центры временного содержания и др. В системе органов внутренних дел действуют центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ст. 22 Закона).

    В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О полиции" полиция обязана участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В частности, она обязана: осуществлять розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей либо из специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специализированных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органов управления образованием либо уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер воспитательного воздействия.

    Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ.

    В соответствии со ст. 24 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма:

    1) привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;

    2) оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения.

    Уголовно-исполнительные инспекции участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, контроль за поведением которых осуществляется ими в соответствии с УИК.

    Федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, принимают в пределах своей компетенции участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем зачисления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников с согласия указанных несовершеннолетних, а также с согласия органов опеки и попечительства.

    Порядок и условия зачисления несовершеннолетних в качестве воспитанников в воинские части, обеспечения их необходимыми видами довольствия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Общественные объединения принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством РФ и уставами указанных объединений.

    Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

    1) безнадзорных или беспризорных;

    2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

    3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

    4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

    5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

    6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

    7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

    8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

    9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

    10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

    11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

    12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно- воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

    13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

    14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

    Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

    В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются:

    1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    2) приговор, определение или постановление суда;

    3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

    4) документы, определенные Законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений. Индивидуальная профилактическая работа проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста 18 лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ.

    Несовершеннолетние, в отношении которых осуществляется индивидуальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений, имеют, как указано в Законе, все права и свободы, предусмотренные Конституцией, а также следующие особые права:

    – на уведомление родителей или иных законных представителей о помещении несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей или иных законных представителей информация о помещении несовершеннолетнего в указанное учреждение должна быть направлена им в течение 12 часов с момента его помещения, а при отсутствии сведений о родителях или иных законных представителях указанное уведомление в течение трех суток с момента помещения несовершеннолетнего направляется в орган опеки и попечительства по его последнему месту жительства;

    – получение информации о целях своего пребывания в учреждении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правах и об обязанностях, основных правилах, регулирующих внутренний распорядок в данном учреждении;

    – обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, органы прокуратуры и суд;

    – гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

    – поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;

    – получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

    – обеспечение на безвозмездной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по установленным нормам, необходимым для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних;

    – обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом. Перечисление указанных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав несовершеннолетних.

    Несовершеннолетние обязаны соблюдать внутренний распорядок, установленный в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. За нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно- воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел к несовершеннолетним в соответствии со ст. 8.1 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" могут применяться следующие меры взыскания:

    – предупреждение;

    – выговор;

    – строгий выговор.

    К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, могут также применяться следующие меры взыскания:

    – сообщение родителям или иным законным представителям;

    – исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.

    Порядок применения мер взыскания к несовершеннолетним определяется соответствующими нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    По отношению к несовершеннолетним не допускаются:

    – применение физического и психического насилия;

    – применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;

    – применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;

    – ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями;

    – уменьшение норм питания;

    – лишение прогулок.

    Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также несовершеннолетние, их родители или иные законные представители вправе обратиться в установленном законодательством РФ порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда.

    Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

    1) орган прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

    2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    3) орган опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

    4) орган управления социальной защитой населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

    5) орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

    6) орган управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

    7) орган управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ- интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

    8) орган по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в связи с этим в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

    Должностные лица, родители несовершеннолетних или иные их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

    В ст. 10 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определена система органов, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ведомственный контроль за деятельностью указанных органов и учреждений осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Прокурорский надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Представляется необходимым включение в число органов, осуществляющих надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ и уполномоченных по правам ребенка субъектов РФ.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie