Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования. Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). Прохождение ТПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ТПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.
К специальным условиям обучения относятся:
· Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.
· Использование специальных методов обучения и воспитания. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.
· Использование специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов.
· Использование специальных технических средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.
· Предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора.
· Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
· Обеспечение доступа в здание образовательного учреждения.
Все перечисленные условия должны способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, социальному развитию обучающихся детей с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение включает:
· Наличие в штатном расписании специалистов (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор).
· Проведение комплексной диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
· Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
· Реализация мероприятий (проведение коррекционных занятий) в соответствии с ИОМ
· Отслеживание динамики развития ребенка.
· Консультирование специалистами педагогов и родителей, оказание методической помощи.
· Анализ эффективности работы команды специалистов.
· Психологическая поддержка всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).
· Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:
· реализуются программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
· приём детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ТПМПК;
· по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется обучение по индивидуальным учебным планам, в том числе на дому;
· в целях обеспечения успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объёме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе создана психологическая служба, работают логопеды и учителя-дефектологи:
· групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);
· индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально.
· для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
· в системе дополнительного образования дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются в кружках и секциях.
· В процессе обучения на каждой ступени с детьми работает психолого-логопедическая служба.
В работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ реализуем следующие задачи:
· создаём условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса детей;
· совершенствуем методические приемы;
· изучаем и внедряем в педагогический процесс новые педагогические технологии с целью повышения качества ЗУН учащихся, повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса;
· создаем комфортные здоровьесберегающие условия, хороший психологический климат в коллективе;
· создаем условия для творческой работы и роста профессионального мастерства педагогов;
· совершенствуем систему стимулирования и поощрения творчески работающих педагогов.
· Педагоги школы являются постоянными участниками вебинаров. Учителя принимают участие в конференциях, семинарах и круглых столах.
Школьное оборудование для детей с ОВЗ — необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.
В школе созданы специальные условия для доступа в ОУ инвалидов и лиц с ОВЗ (установлены пандусы, тактильные пиктограммы, тактильная вывеска с режимом работы школы, внутри зданий — специальные туалеты для инвалидов).
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы), электронные доски. Приобретен кабинет психомоторной коррекции.